Христанская медитация

Международное общество христианской медитации
общество | группы | статьи | галерея | ссылки

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ХРИСТИАНСКОЙ МЕДИТАЦИИ
(The World Community for Christian Meditation)
www.wccm.org



"Рефлексии над Правилом св. Бенедикта"
Мария и Альберт Захаровы, редакция wccm.org.ua/wccm.ru
(фрагменты из переписки с ментором Паулиной Петерс
во время облатского новициата)


Опубликовано в новостном облатском бюллетене «Via Vitae»,
№14, 2011г., стр. 8 (англ.)

 

Сокрытые глубины "Правила св.Бенедикта"

Один из удивительных опытов, переживаемых нами последнее время в ежедневной духовной практике - это ощущение невероятной глубины Правила, постепенно раскрывающейся и становящейся доступной для восприятия.

Это похоже на духовный опыт в целом - в самом начале мы узнаем о многих духовных реалиях логически (реальность Бога вокруг и внутри нас, основные принципы причинно-следственных связей, пути духовного роста), и это может быть подкреплено некоторым постепенно разворачивающимся внутренним переживанием. Но поначалу мы можем не ощущать на самом деле всей красоты и величия этих вещей (в нашем раннем духовном опыте так и было), и принимать, чтить их в основном умственно, на уровне концепции. Затем же в определенный момент мы начинаем переживать опыт истинной глубины той Реальности, к которой мы начали идти в самом начале, опираясь на разум и дисциплину.

Начиная ежедневное чтение Правила, каждый из нас ощущал стремление и симпатии к этому древнему тексту. Но большая часть этих симпатий конечно была построена на логике, и в начале мы столкнулись с интересным ощущением. Правило подобно ореху, в середине которого явно находится что-то очень важное, но оно охраняемо твердой оболочкой, или лучше было бы сказать - защитной оградой. Дисциплина ежедневной медитации и молитвенного чтения очевидно является тем путем действия, путем духовного труда, который может привести в самую сердцевину Правила. Вместе с тем, мы почувствовали, что продвижение к сердцевине Правила, равно как и Евангелия связано с успехами в продвижении к собственной сердцевине - к внутреннему миру и сосредоточению. Современному человеку, постоянно живущему в бурном потоке информации, пресыщенному ею часто трудно прочувствовать духовную значимость таких простых и практичных текстов как Правило. Многие, и мы в том числе привыкли к тому, что какая-то книга раскрыта - и в тот же момент, без особых усилий наш ум начинает "все понимать". Правило подобно практике медитации - внешняя простота, которая раскрывает свои двери только после того, как проделана какая-то работа, охватывающая все три составляющие человеческого существа - тело, психику и дух.

Таким образом, Правило, представшее перед нами в начале как нечто бескомпромиссно просто и суровое, постепенно стало раскрывать свою глубину. Постоянство, смирение в молчании тела и ума, тишина и дисциплина - то, что мы с трудом пытаемся каждый день делать осью своей жизни — все эти вещи делают видение тоньше и острее. И только после этого мы видим, что есть что-то, что Правило сообщает не буквально в словах и формулировках, а скорее в опыте, к которому ведут его простые и практичные главы.


Глава 20: "Благоговение в молитве"

Эта глава одна из самых кратких в Правиле, и это очень важно. На наш взгляд св.Бенедикт самые важные вещи старается излагать с максимальной краткостью, позволяя ученику пройти наиболее краткий путь к логическому безмолвию опыта. Смиренность и почтительность, о которых говорится как о сути молитвенного акта мы находим в нашей ежедневной медитации. Чем больше мы сталкиваемся с тяжелым, но ценным опытом медитации как дисциплины (а не как увлечения, которое можно отложить на день-два), тем больше мы понимаем, что ежедневные концентрация и покой - это максимально возможное почтение и смирение перед бытием. Когда мы откладываем в определенные моменты дня все, что имеем - свои дела, мысли, желания, память и идентичность - мы начинаем на 100% участвовать в «том, что есть», в том, что нашему вниманию предложено изначально. Результатом же ежедневной практики (как в нашем опыте, так и в опыте большинства медитирующих) становится то, что по словам св.Бенедикта является лучшей жертвой Богу - чистота сердца и искренность, отсутствие раздвоенности. Наверное это можно сравнить с тем, что в буддистской традиции называют - "таковость" (suchness, tathata). Действуя каждый день согласно нашей облатской дисциплине, мы начинаем ощущать, как все больше открываем самих себя - иногда это открытие чего-то не лучшего в себе (к примеру раздражительность, или лень, слабость). Но признавая это, и идя дальше по пути дисциплины и сосредоточения мы понимаем, что только так можно жить в присутствии Божьего внимания, не отвергая Его и делая свидетелем каждого мгновения собственной жизни.

Краткость нашей мантры, нашей молитвенной формулы, и простота того, что нам следует делать каждый раз, помогают отставить в сторону чувство собственного эго. Это приносит огромную свободу, позволяющую принимать все составляющие повседневной жизни, в которых проявляется присутствие Бога - как трудности соблюдения графика дня, так и к примеру красоту заката, наблюдаемого нами после вечерней медитации.

Такой опыт мы ощущали в последние недели нашего новициата, и эти два раздела Правила стали для нас сейчас особым выражением собственных внутренних переживаний.

 





Международное Общество Христианской Медитации

 

Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений.

www.wccm.ru
www.wccm.org.ua
www.christian-meditation.com.ua

info@wccm.org.ua

 

 




Христанская медитация Христанская медитация